авторский проект
22:42, 26 жовтня 2015 р.

История Звягеля

авторский проект

В 1240 г. Киев был разрушен и разграблен татарами, после чего кочевники двинулись на Галицко-Волынскую землю. Преодолевая отчаянное сопротивление русичей, они разрушили города Волыни - Колодяжин, Изяслав, Кременец, Луцк, Владимир и в 1241 г. вторглись на территорию Польши, Чехии и Венгрии, где пробыли почти 2 года. Это время русские князья использовали для установления порядка в своих землях. Упорядочил свои земли и Данило Галицкий. Особое внимание он вынужден был уделить землям болоховських князей.

Река Случь издавна служила своеобразным рубежом между княжествами. Эта граница доходила до южного Буга. На землях среднего течения р. Случь, вдоль р. Тетерев и в верховьях Южного Буга еще в середине XII в. возникло отдельное местное территориальное образование - Болоховська земля. Она была независима от князей с обеих сторон. Большое препятствие видел здесь Данило. Болоховцы во время нашествия татар откупились от них, и их стали называть татарскими людьми. Земли болоховських князей не были разгромлены татарами. Напротив, летопись сообщает: «... оставили потому их татарове. Да им пашут пшеницу и проса ».
Свой первый поход против болоховцив Данило совершил в 1241 году. Тогда Данило «... град их огневи предаст и плотина их раскопа ...» Полностью были уничтожены болоховськи города - Деревич, Губин, Кобудо, Дядьков, Божский.
Борьба с татарскими людьми была очень тяжелой. На помощь им пришел в 1252 году темник Куремса, и это создало тяжелые условия для Данило. В 1255 Куремса предпринял неудачную попытку захватить Кременец. Отразившись от татар, Данило снова отправляется в карательную экспедицию против болоховцив за их союз с татарами.
Летопись свидетельствует, что после Кременецкой войны Данило начал войну против «татар» с братом Василием и сыновьями Львом и Шварном. Они заняли земли в центральной течения Южного Буга центральная часть Хмельницкой и Винницкой областей (Побужье), затем опустошили Болхове (Любарский район), Городецкого (Коростышевский район), земли вдоль Тетереву, Семоць (Суемцы Барановского района), Возвягель же покорить не смогли.
Данило предписывает Шварном посадить в Звягеле тивуна. «... Но возвягляны обманули Шварна, взяв тивуна (его), они не дали ему тивуниты, и Шварно пришел назад, взяв огороды все». Данило договорился с соседями общими силами покорить Звягель. «... Миндовга к Данилу: пришлю к тобь Романа и Новгород, аб пошол ко Возвяглю оттуда и кь Киеву; и Среча срок во Возвяглю ».
Далее летопись свидетельствует, что Данило с братом и сыновьями сами пошли на Звягель. «... В год 6766 (1257) Данило с братом (Василием) двинулись к Возвяглю с большой силой, ожидая вести от Романа и Литвы. И стоял (Данило) на (реке) Корчике погоду, ожидая вести от них, и пошел к Возвяглю. Раньше послал сына своего Шварна, чтобы он окружил город, и чтобы никто из них не спасся. Воинов же было с ним пятьсот, и горожане, усмотрев мало ратников с князем, смеялись, стоя на городской стене.
Но на завтра пришел Данило с силой множество войска с братом своим Василием и сыном Львом. И когда увидели (это) горожане, то страх напал на них, и не выдержали они и сдались. И (Данило) город зажег, а людей вывел и отдал их на разделение, - то брату своему, а то - Львове, других - Шварном. И пошел к себе домой, взяв город ».
В древнерусском летописи об этом страшном погроме сказано: «Когда же Роман пришел к городу (Возвяглю) и литья, то литовцы, бросившись на город, не увидели ничего, только самые главные (и) собак, что бегали по городищу. И (литовцы) досадовали и плевали, говоря по-своему «Янда», призывая богов своих Андая и Диверикса, и всех богов своих вспоминая ». На месте древнего Звягеля остались только головешки и псы, выли на городище. Жители, которые спаслись и остались незабранимы в плен, больше не селились на месте пожарища, потому что оно считалось плохим. Очевидно, они облюбовали себе место на высоком левом берегу реки Случь, где рельеф местности напоминал оставленый сожженный Возвяголь. Таким образом, по-видимому, и возникло новое местечко Звягель на территории современного города.
Итак, Возвягль, древлянское город, упоминается в летописях в 1256-1258 гг. Во время его уничтожения Даниилом Галицким.
В ХХ в. перед исследователями встал вопрос о месте нахождения летописного Возвяголя. Еще в конце XIX в. В. Б. Антонович, исследователи начала ХХ в. и современные предполагали размещения древнего Звягеля на месте руин замка-крепости, находится в центре города на высоком левом берегу р. Случь. Но эти гипотезы были опровергнуты в 1988 году благодаря работе экспедиции Института археологии НАНУ, которую возглавлял кандидат исторических наук Б. А. Звиздецький. Установлено, что наслоения звягельских крепости можно датировать не позднее конца XV в., Поэтому не могут быть первоосновой города.
В этом же году внимание Б. А. Звиздецького привлекли два городища, расположенные на крутом правом берегу р. Случь неподалеку автомобильного моста через р. Случь. Городища укрепленные глубокими рвами и валами с востока, с северной и южной сторон протекает заболоченные канавы. Въезд на городище прослеживается с южной стороны. На землях, между городищами и восточнее городищ, встречаются обломки керамики, очевидно, здесь было большое поселение. Как отмечалось В.Б. Антоновичем в «Археологической карте Волынской губернии», на поле, неподалеку городищ, был курганный могильник из 30 курганов, который был разрушен еще в первой половине ХХ в.
Раскопки городища проводились несколько сезонов, исследованы значительную площадь памятника. Было установлено, что оба городища погибли из-за огромного пожара. Во всех жилых помещениях найдены скелеты жителей со следами насильственной смерти. В одном из помещений, в углу здания, П. А. Улько - заместитель начальника экспедиции, нашел женские украшения, которые были спрятаны в последний момент, потому что были завернуты в кусок ткани и, очевидно, брошенные в угол под скамейку. Такие украшения могли принадлежать боярыни или княгини. Среди женских украшений - княжеский перстень, на щитке которого изображена «птица», что напоминает трезубец - символ государства.
В сокровищницу входят: три пары колтов различных по размерам, серьги из трех бусин, украшенные зернью и сканью, витые серебряные проволочные кольца. Сокровище и размеры помещения могут свидетельствовать, что в древнем Звягеле жил кто-то из потомков киевских князей.
На городище при раскопках найдено большое количество предметов древнерусской материальной культуры XII-XIII вв. и материалы, которые датируются IX-Х вв.
В 1988 г. в 500-х метрах к востоку от южного городища строители дороги нашли мастерскую по выплавке металла (кузницу), которую археологи датируют более ранним временем, чем городище.
Поскольку Звягель входил в основного ареала расселения летописных древлян, видимо, он наряду с другими летописным городами упоминается в событиях, произошедших в середине Х в., Когда Ольга держала в осаде город Искоростень и обращалась к его жителей с такими словами: «... к чему хотите досидеться? Все города показались мне и поклялись платить дань. И уже засевают поля свои и земли ... »
Земледелие и скотоводство в звягельчан, как и в других древнерусских городах, были основой экономики. Земледелие было пахотным, использовался широкий сельскохозяйственный инвентарь. Выращивали различные злаковые, зерно мололи жерновами. Хранили зерно в специальных ямах, закромах. Большое количество костей различных видов домашних животных свидетельствует о том, что содержались стада крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, домашней птицы. Важную роль играли рыбная ловля и охота на диких зверей - оленей, лосей, лисиц, волков и других.
Ремесло составляло важную часть хозяйства звягельчан. Ремесленники были жителями города и поселения. Ведущими отраслями была металлургия и обработка железа. Изготовляли оружие, сельскохозяйственные орудия труда, различные инструменты, замки, ключи. Звягельские кузнецы, как и древнерусские, в то время владели многими техническими приемами и технологиями - знали ковку, сварку, закаливание, инкрустацию серебром и прочее.
Найденная на городище матрица (форма) для отливки колтов свидетельствует о том, что Звягель был центром ювелирного дела, где изготавливали серебряные с позолотой пустые внутри подвески - колты и другие серебряные украшения с использованием чеканки, техники зерне и скани, где применяли сварки.
Звягельские ремесленники занимались косторезное делом, обработкой дерева. Мастера по обработке дерева изготавливали из него множество вещей, необходимых в хозяйстве и быту. О мастерстве плотников свидетельствуют большие здания строились на городище, и оборонительные сооружения, возвышались вдоль всего периметра городища.
Звягельские гончары лепили грубый керамическая посуда, изготовляли на гончарном круге горшки, кувшины, миски и тому подобное. Некоторые ученые считают, что находки керамики, изготовленной на гончарном круге, как правило, свидетельствуют о существовании классового общества с высокой внутренней организацией.
Таким был летописный Звягель в Х-ХII вв. Он находился на сухопутном торговом пути, который соединял Киев с Западной Европой, и водном, проходившем по реке Случь, которая в древности была полноводная и судоходная.
Существует несколько легенд относительно названия города «Звягель». Город был расположен на высоких крутых склонах, где река круто поворачивает и, когда ночью плыли корабли, то они разбивались о камни, которое выступало в других местах из воды. Местные жители, чтобы предотвратить беду, натягивали перед поворотом реки шнур и у берега вешали колокольчики. Ночью корабли цеплялись днищем или веслами за шнур, который лежал на поверхности воды - звучали колокола. Корабли останавливались, чтобы предотвратить опасность. Рекой Случ проходил торговый путь, поэтому здесь часто звучали колокола.
Другая легенда связана с другим звоном. В древности здесь было много болотной руды. Люди, селились на берегах рек, занимались кузнечным делом. При приближении к городу часто было слышать звон от наковальни и молота, и купцы, еще не увидев поселения, знали, что приближаются к городу - Возвягель, Звеголя, Звягеля.
Третья легенда рассказывает о кузнеца по имени Звягель. В древности, люди называли кузнецов звяга, Звягель. Более десяти веков назад здесь, где сейчас находится древнерусское городище, стояла кузница, где ковал из железа оружие и орудия труда кузнец, который был хорошо известен своим мастерством. Люди звали его Звягеля, шли к нему, чтобы выковать нужную вещь. Женился Звягель, построил себе дом. Впоследствии у него стали селиться люди, возникло поселение, вскоре и город, люди звали именем кузнеца - Звягель.

Исследователи-языковеды предлагают свою интересную версию относительно названия города. Населения Восточной и Западной Европы принадлежит к единому праиндоевропейском корни. Соответственно в прошлом имели общий язык. На фонетическом и содержательном уровне имеют сходство с украинскими словами. Перевод слова «Звягель» означает «богатый», «богатый», «пышный». Город, вероятно, было именно таким, собирая налоги с купцов, проезжающих или проходящих через реки через его территорию.

Вот такие известные легенды о происхождении города Звягель. Все они несут в себе толкование названия летописного, древнерусского города Возвяголя, Звяголя.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Звягель #Новоград #городище #история #Данило
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...