Историки считают, что праздник Рождества был заимствован христианами у язычников. Ведь во многих древних культурах, упоминания о религии которых дошли до наших дней, отмечалось рождения богов: в Древнем Египте - Осириса, в Древней Греции - Диониса, в Древнем Иране - Митры и др. Эти праздники отмечались преимущественно в конце декабря-начале января.

С введением христианства древние праздники были переосмыслены. Это позволило в определенной степени сохранить языческие обряды в контексте новой веры. В X в. Киевская Русь тоже стала христианским государством. С тех пор также и в Украине начало солнечного года превратилось в Рождество - день, когда отмечают рождение Сына Божьего. А языческие ритуалы были заменены на молитвы к Богу с просьбами о благополучии и хорошего урожая. Осталась также и традиция поминовения предков, которые в христианстве за свои добрые дела получают вечную жизнь в Боге среди святых и праведников.

Православные празднуют Рождество 7 января (25 декабря по старому стилю), а католики - 25 декабря по новому стилю. Но, поскольку официально признано праздником в нашей стране именно православное Рождество, возьмем за основу эту дату.

Вечером 6 января в Украине начинается празднование - это Святой Вечер с его традиционными постными блюдами и обрядами. Блюд может быть девять или двенадцать, в зависимости от региона. Традиция двенадцати блюд объясняется тем, что число 12 - символ Солнца в языческой мифологии. А в христианстве это символ апостолов Иисуса Христа. Еще есть версия, что 12 блюд отражают 12 месяцев года. По такому праздничным столом обычно собиралась вся семья.

Несколько слов о рождественских блюдах в разных регионах Украины:

На Галичине кутья обычно густая и щедро заправленная орехами и маком.
На Волыни кутья бывает как густая, так и жидкая. На рождественском столе обязательны борщ с грибами и картофель в "мундире".
На Закарпатье подают постные драники и "галамбець" (так называют колбаски, сделанные из кукурузной каши с поджаренным луком).
На Луганщине считают, что на рождественском столе обязательно должны быть пироги, а кутью варят из риса.
В принципе, каждая украинская хозяйка может добавить в кутью все, что пожелает. Главное условие - приготовить ее вкусной и в то же время, как говорится, "не переборщить"! :)

На Бойковщине считалось, что если на Святой Вечер положить под скамью или стол цепь или топор, это принесет счастье. Также были распространены обряды с огнем и водой. Например, обязательно осуществлялось ритуальное мытье в воде и окуривание дымом. В некоторых селах Бойкивщини даже сжигали буковое полено.

На следующий день, на Рождество, происходила служба в церкви и праздничный обед, где уже можно было разогреться после предрождественского поста и попробовать блюда из сала, печени, колбасы и т. После обеда начиналось посещения родственников и друзей с разнообразными развлечениями. Женатые дети, как правило, приходили к родителям.

В день Рождества украинцы желают всем счастья, здоровья, просят прощения, если чем-то провинились перед членами семьи и друзьями.

На юге Украины, в частности в Одессе, до революции 1917 года была еще одна хорошая рождественская традиция: состоятельные люди посещали приюты, делали подарки бедным.

Уже 6 января в некоторых областях Украины начинают ходить по домам с колядками и щедривками, приветствуют хозяев и желают им мира и достатка. Однако, следует отметить, что колядования начинается в разных регионах Украины в разные дни: например, на Покутье колядуют уже на Святой Вечер, а на Гуцульщине - в день Рождества после окончания богослужения. На Западном Подолье колядования начинается только на второй день праздников.

Самые популярные украинские колядки - "Добрый вечер, пане господарю", "Новая радость стала, которая не бывала", "Бог предвечный", "По всему миру стала новость" и, конечно же, "Щедрик, щедрик, щедривочка", ставшей известной во всем мире благодаря обработке выдающегося украинского композитора Николая Леонтовича. За рубежом ее знают как "Carol of the Bells".

Атрибутика колядования имеет свои отличия в зависимости от местности. На Востоке обычно обходят дома с восьмиугольной звездой, а на Западе нашей страны колядуют с вертепом.

Колядницкие группы состоят преимущественно из ребят. Выбирают атамана - остроумного, ловкого парня, который умеет хорошо петь и которого в селе очень уважают.

Количество колядников и обрядовые персонажи тоже отличные друг от друга в разных регионах Украины.

Например, на Волыни до середины прошлого века были очень популярны кукольные вертепные представления. Также были распространены в этой местности и персонажи живого вертепа, как: пастухи, ангелы, черт, царь Ирод. Они ходили от дома к дому и поздравляли всех с праздником.

А гуцулы на Рождество собирали группы из 6-10 колядников, среди которых были также скрипач и трембитар. Выбирали главаря - выборке. Выборке, в свою очередь, назначал березу - того, кто ведет пение. Выбирали также «коня» - человека, который умел всех веселить. Затем колядовщики брали с собой крест и колокольчики. Сначала шли в дом священника, а уже после этого - по всему селу.

Напоследок еще немного о живом вертепе: именно на Гуцульщине эта традиция сохранилась лучше. Маски, которые использовали парни во время колядования, насчитывали до 20 персонажей, среди которых Василий, Маланка, Дед, Баба, Пан, Чумак. Одевались так, чтобы исполнителя трудно было узнать.

Персонажи рождественских масок связаны с древним ритуально-мифологическим мировоззрением украинцев.

04141.com.ua

Украинские рождественские традиции

Историки считают, что праздник Рождества был заимствован христианами у язычников. Ведь во многих древних культурах, упоминания о религии которых дошли до наших дней, отмечалось рождения богов: в Древнем Египте - Осириса, в Древней Греции - Диониса, в Древнем Иране - Митры и др. Эти праздники отмечались преимущественно в конце декабря-начале января.

С введением христианства древние праздники были переосмыслены. Это позволило в определенной степени сохранить языческие обряды в контексте новой веры. В X в. Киевская Русь тоже стала христианским государством. С тех пор также и в Украине начало солнечного года превратилось в Рождество - день, когда отмечают рождение Сына Божьего. А языческие ритуалы были заменены на молитвы к Богу с просьбами о благополучии и хорошего урожая. Осталась также и традиция поминовения предков, которые в христианстве за свои добрые дела получают вечную жизнь в Боге среди святых и праведников.

Православные празднуют Рождество 7 января (25 декабря по старому стилю), а католики - 25 декабря по новому стилю. Но, поскольку официально признано праздником в нашей стране именно православное Рождество, возьмем за основу эту дату.

Вечером 6 января в Украине начинается празднование - это Святой Вечер с его традиционными постными блюдами и обрядами. Блюд может быть девять или двенадцать, в зависимости от региона. Традиция двенадцати блюд объясняется тем, что число 12 - символ Солнца в языческой мифологии. А в христианстве это символ апостолов Иисуса Христа. Еще есть версия, что 12 блюд отражают 12 месяцев года. По такому праздничным столом обычно собиралась вся семья.

Несколько слов о рождественских блюдах в разных регионах Украины:

На Галичине кутья обычно густая и щедро заправленная орехами и маком.
На Волыни кутья бывает как густая, так и жидкая. На рождественском столе обязательны борщ с грибами и картофель в "мундире".
На Закарпатье подают постные драники и "галамбець" (так называют колбаски, сделанные из кукурузной каши с поджаренным луком).
На Луганщине считают, что на рождественском столе обязательно должны быть пироги, а кутью варят из риса.
В принципе, каждая украинская хозяйка может добавить в кутью все, что пожелает. Главное условие - приготовить ее вкусной и в то же время, как говорится, "не переборщить"! :)

На Бойковщине считалось, что если на Святой Вечер положить под скамью или стол цепь или топор, это принесет счастье. Также были распространены обряды с огнем и водой. Например, обязательно осуществлялось ритуальное мытье в воде и окуривание дымом. В некоторых селах Бойкивщини даже сжигали буковое полено.

На следующий день, на Рождество, происходила служба в церкви и праздничный обед, где уже можно было разогреться после предрождественского поста и попробовать блюда из сала, печени, колбасы и т. После обеда начиналось посещения родственников и друзей с разнообразными развлечениями. Женатые дети, как правило, приходили к родителям.

В день Рождества украинцы желают всем счастья, здоровья, просят прощения, если чем-то провинились перед членами семьи и друзьями.

На юге Украины, в частности в Одессе, до революции 1917 года была еще одна хорошая рождественская традиция: состоятельные люди посещали приюты, делали подарки бедным.

Уже 6 января в некоторых областях Украины начинают ходить по домам с колядками и щедривками, приветствуют хозяев и желают им мира и достатка. Однако, следует отметить, что колядования начинается в разных регионах Украины в разные дни: например, на Покутье колядуют уже на Святой Вечер, а на Гуцульщине - в день Рождества после окончания богослужения. На Западном Подолье колядования начинается только на второй день праздников.

Самые популярные украинские колядки - "Добрый вечер, пане господарю", "Новая радость стала, которая не бывала", "Бог предвечный", "По всему миру стала новость" и, конечно же, "Щедрик, щедрик, щедривочка", ставшей известной во всем мире благодаря обработке выдающегося украинского композитора Николая Леонтовича. За рубежом ее знают как "Carol of the Bells".

Атрибутика колядования имеет свои отличия в зависимости от местности. На Востоке обычно обходят дома с восьмиугольной звездой, а на Западе нашей страны колядуют с вертепом.

Колядницкие группы состоят преимущественно из ребят. Выбирают атамана - остроумного, ловкого парня, который умеет хорошо петь и которого в селе очень уважают.

Количество колядников и обрядовые персонажи тоже отличные друг от друга в разных регионах Украины.

Например, на Волыни до середины прошлого века были очень популярны кукольные вертепные представления. Также были распространены в этой местности и персонажи живого вертепа, как: пастухи, ангелы, черт, царь Ирод. Они ходили от дома к дому и поздравляли всех с праздником.

А гуцулы на Рождество собирали группы из 6-10 колядников, среди которых были также скрипач и трембитар. Выбирали главаря - выборке. Выборке, в свою очередь, назначал березу - того, кто ведет пение. Выбирали также «коня» - человека, который умел всех веселить. Затем колядовщики брали с собой крест и колокольчики. Сначала шли в дом священника, а уже после этого - по всему селу.

Напоследок еще немного о живом вертепе: именно на Гуцульщине эта традиция сохранилась лучше. Маски, которые использовали парни во время колядования, насчитывали до 20 персонажей, среди которых Василий, Маланка, Дед, Баба, Пан, Чумак. Одевались так, чтобы исполнителя трудно было узнать.

Персонажи рождественских масок связаны с древним ритуально-мифологическим мировоззрением украинцев.

Автор
(0 оцінок)
Актуальність
(0 оцінок)
Виклад
(0 оцінок)

Відгуки та коментарі

Написати відгук
Написати коментар

Відгук - це думка або оцінка людей, які бажають передати досвід або враження іншим користувачам нашого сайту з обов'язковою аргументацією залишеного відгука. Основний принцип - «відвідувай - відписувай ». Ваш відгук допоможе багатьом прийняти правильне рішення Коментарі призначені для спілкування та обговорення, а також для роз'яснення питань, що цікавлять

Не дозволяється: використання ненормативної лексики, погроз або образ; безпосереднє порівняння з іншими конкуруючими компаніями; безпідставні заяви, що ображають діяльність компанії і / або її послуги; розміщення посилань на сторонні інтернет-ресурси; реклама та самореклама.

Введіть email:
Ваш e-mail не відображатиметься на сайті
або Авторизуйтесь , для написання відгуку
Автор
0/12
Актуальність
0/12
Виклад
0/12
Відгук:
Завантажити фото:
Вибрати